"Делай добро и бросай его в воду. Чем больше будем делать добра, тем больше его будет во всем мире" - жизненное кредо Нечеховой Оксаны Александровны, заведующей отделением неонатологии и интенсивной терапии новорожденных. Мы говорили не только о рабочих моментах врача-профессионала, но и о жизни вне стен роддома "Лелека".
- Вы неонатолог и детский реаниматолог. Как происходил выбор профессии и специализации?
- То, что я хочу быть врачом, я решила в последних классах школы, но поступала не только в медицинское, но и в техническое высшее учебное заведение. Когда выяснилось, что прошла в оба, выбрала, конечно, медицинское. Я получала образование, когда начиналось внедрение программы семейной медицины, и в один факультет были объединены лечебный, педиатрический и санитарный. После окончания медицинского факультета я выбирала профессию, планировала быть детским хирургом или нейрохирургом, а в итоге стала детским реаниматологом и неонатологом.
- Что для Вас включает понятие ответственности врача?
- Ответственность - это образ жизни любого врача, любого медицинского работника. Ты всегда остаешься врачом - на улице, в общественном транспорте. Речь идет не о юридическом аспекте, а о моральном, профессиональном.
- Так Ваша профессия для вас - это жизнь?
- Скажу так: профессия реаниматолога - это образ жизни. Работа тяжелая, иногда бывают негативные эмоции, но положительных, к счастью, гораздо больше. Иногда бывают ситуации с тяжелыми патологиями у ребенка, он недоношенный, прошел тяжелые роды, возникли другие проблемы, ты изо дня в день проводишь с этим ребенком, с семьей, и со временем видишь, что ее родители понимают, насколько надо радоваться каждой мелочи. Они вместе с тобой проходят этот путь, в конце концов, ребенок вырастает здоровым, и они через несколько лет приходят просто поздороваться и поблагодарить - это ни с чем не сравнить! Родители рассказывают о победах ребенка на олимпиаде по английскому, на соревнованиях по фигурному катанию... Это очень приятно, это то, ради чего мы работаем.
- Насколько важным в Вашей работе является техническое оснащение отделения?
- 50% успеха работы неонатолога и детской реанимации - это техническое обеспечение, все остальное - руки, знания и опыт персонала. В «Лелеке» уровень помощи на уровне Европы, Америки, Израиля, и не в последнюю очередь - благодаря оборудованию и аппаратуре. Наши главные принципы - инновационность и гарантированность. Вся аппаратура новая, современная, максимально подстраивается под потребности ребенка. Для того, чтобы с этой аппаратурой работать, сотрудники отделения проходили соответствующие тренинги.
- Преимущество частного роддома, в частности, «Лелеки» - только в инновационности?
- Здесь вообще лучше обеспечение по сравнению, например, с государственным учреждением. Кроме того, как уже было сказано, «Лелека» - инновационное заведение, в котором гарантированы профессиональный подход и высокое качество обслуживания. Весь персонал, от младшего до высшего звена, прошел серьезный отбор. Для нас важно, чтобы персонал хотел приходить на работу и работал с удовольствием. Ведь это непосредственно чувствуют пациентки. Женщина, попав в «Лелеку», получает инновационность, гарантированность, психологический комфорт.
- Какими критериями Вы руководствовались при отборе персонала?
- Их три: знание своего дела, умение работать в коллективе и умение находить контакт с пациентами.
- У Вас был опыт руководства отделением до «Лелеки»?
- Я выполняла обязанности резерва заведующего, то есть управлять отделением приходилось несколько месяцев в году. У меня есть четкое представление, как следует организовать работу коллектива. Параллельно с вопросами медицинской помощи мы решаем вопрос коллегиальности, отношений внутри коллектива. Когда коллектив имеет высокие практические навыки и понимает целесообразность и важность каждой манипуляции, он сам понимает свою ответственность. Когда каждый осознает свое значение, свою роль, он может не только контролировать себя и коллегу, но и помогать коллеге.
- Вы сказали о том, что Ваша работа - это образ жизни. Но отдыхать тоже нужно...
- Как и все, я общаюсь со своей семьей, а еще «переключаюсь» на другой вид деятельности, тоже экстремальный: я занимаюсь парашютным спортом. В течение семи лет я также была врачом аэродрома. Мой муж военный, он тренер команды по парашютному спорту, поэтому хорошо понимает, что такое дисциплина и ответственность. Семья меня понимает и поддерживает, во всем помогает.
- Каким принципом Вы пытаетесь руководствоваться во всех делах и в жизни в целом?
- Делай добро и бросай его в воду. Чем больше будем делать добра, тем больше его будет во всем мире.